| Слушать на Google Podcasts | Слушать на Mave | Слушать на Яндекс Музыке |
Руслан Рахметов, Security Vision
В предыдущей публикации мы описали все основные термины, используемые в стандарте NIST SP 800-30. Перейдем теперь к обзору непосредственно этапов проведения оценки рисков в соответствии с данным документом.
Как мы уже писали в предыдущей публикации, процесс оценки рисков разбивается на 4 шага:
-
подготовка к оценке рисков;
-
проведение оценки рисков;
-
коммуницирование результатов оценки и передача информации внутри организации;
-
поддержание достигнутых результатов.
Рассмотрим подробнее все задачи, выполняемые на каждом из этапов.
1. Подготовка к оценке рисков.
В рамках подготовки к оценке рисков выполняются следующие задачи:
1.1. Идентификация цели оценки рисков: какая информация ожидается в результате оценки, какие решения будут продиктованы результатом оценки.
1.2. Идентификация области (англ. scope) оценки рисков в контексте применимости к конкретной организации, временного промежутка, сведений об архитектуре и используемых технологиях
1.3. Идентификация специфичных предположений и ограничений, с учетом которых проводится оценка рисков. В рамках этой задачи определяются предположения и ограничения в таких элементах, как источники угроз, события угроз, уязвимости, предварительные условия, вероятность возникновения, негативное влияние, риск-толерантность и уровень неточности, а также выбранный способ анализа.
1.4. Идентификация источников предварительной информации, источников угроз и уязвимостей, а также информации о негативном влиянии, которая будет использоваться в оценке рисков. В этом процессе источники информации могут быть как внутренними (такими, как отчеты по инцидентам и аудитам, журналы безопасности и результаты мониторинга), так и внешними (например, отчеты CERTов, результаты исследований и прочая релевантная общедоступная информация).
1.5. Идентификация модели рисков, способа оценки рисков и подхода к анализу, которые будут использоваться в оценке рисков.
2. Проведение оценки рисков.
В рамках оценки рисков выполняются следующие задачи:
2.1. Идентификация и характеризация актуальных источников угроз, включая возможности, намерения и цели намеренных угроз, а также возможные эффекты от ненамеренных угроз.
2.2. Идентификация потенциальных событий угроз, релевантности этих событий, а также источников угроз, которые могут инициировать события угроз.
2.3. Идентификация уязвимостей и предварительных условий, которые влияют на вероятность того, что актуальные события угроз приведут к негативному влиянию. Ее целью является определение того, насколько рассматриваемые бизнес-процессы и информационные системы уязвимы перед идентифицированными ранее источниками угроз и насколько идентифицированные события угроз действительно могут быть инициированы этими источниками угроз.
2.4. Определение вероятности того, что актуальные события угроз приведут к негативному влиянию, с учетом характеристик источников угроз, уязвимостей и предварительных условий, а также подверженности организации этим угрозам, принимая во внимание внедренные меры защиты.
2.5. Определение негативного влияния, порожденного источниками угроз, с учетом характеристик источников угроз, уязвимостей и предварительных условий, а также подверженности организации этим угрозам, принимая во внимание внедренные меры защиты.
2.6. Определение риска от реализации актуальных событий угроз, принимая во внимание уровень негативного влияния от этих событий и вероятность наступления этих событий. В Приложении «I» к данному стандарту приведена таблица I-2 для расчета уровня риска в зависимости от уровней вероятности и негативного влияния.
3. Коммуницирование результатов оценки рисков и передача информации.
В рамках коммуницирования результатов оценки рисков и передачи информации выполняются следующие задачи:
3.1. Коммуницирование результатов оценки рисков лицам, принимающим решения, для реагирования на риски.
3.2. Передача заинтересованным лицам информации, касающейся рисков, выявленных в результате оценки.
4. Поддержание достигнутых результатов.
В рамках поддержания достигнутых результатов выполняются следующие задачи:
4.1. Проведение непрерывного мониторинга факторов риска, которые влияют на риски в операционной деятельности организации, на её активы, сотрудников, другие организации. Данной задаче посвящен стандарт NIST SP 800-137, который мы рассмотрим далее.
4.2. Актуализация оценки рисков с использованием результатов процесса непрерывного мониторинга факторов риска.
Как видим, документ NIST SP 800-30 предлагает достаточно детальный подход к моделированию угроз и расчету рисков. Ценными являются также приложения к данному стандарту, содержащие примеры расчетов по каждой из подзадач оценки рисков, а также перечни возможных источников угроз, событий угроз, уязвимостей и предварительных условий.
Перейдем теперь к обзору документа NIST SP 800-137 ”Information Security Continuous Monitoring for Federal information Systems and Organizations” («Непрерывный мониторинг информационной безопасности для федеральных информационных систем и организаций»). Вкупе с уже проанализированными ранее публикациями NIST SP 800-39, 800-37, 800-30, а также уже ранее рассмотренным NIST SP 800-53, данный документ формирует логически связанный Фреймворк управления рисками (RMF, Risk Management Framework).
Целью построения стратегии непрерывного мониторинга информационной безопасности является оценка эффективности мер защиты и статуса безопасности систем с целью реагирования на постоянно меняющиеся вызовы и задачи в сфере информационной безопасности. Система непрерывного мониторинга ИБ помогает предоставлять ситуационную осведомленность о состоянии безопасности информационных систем компании на основании информации, собранной из различных ресурсов (таких как активы, процессы, технологии, сотрудники), а также об имеющихся возможностях по реагированию на изменения ситуации. Данная система является одной из тактик в общей стратегии управления рисками.
Как и прочие документы серии SP, в данной публикации приведен рекомендуемый процессный подход к выстраиванию системы мониторинга ИБ, состоящий из:
-
определения стратегии непрерывного мониторинга ИБ (включает в себя выстраивание стратегии на уровне организации, бизнес-процессов и информационных систем; назначение ролей и ответственных; выбор тестового набора систем для сбора данных);
-
разработки программы непрерывного мониторинга ИБ (включает в себя определение метрик для оценки и контроля; выбор частоты проведения мониторинга и оценки; разработку архитектуры системы мониторинга);
-
внедрения программы непрерывного мониторинга ИБ;
-
анализа найденных недочетов и отчета о них (включает в себя анализ данных; отчетность по оценке мер защиты; отчетность по мониторингу статуса защиты);
-
реагирование на выявленные недочеты;
-
пересмотр и обновление стратегии и программы непрерывного мониторинга ИБ.
В документе также даются следующие рекомендации по выбору инструментов обеспечения непрерывного мониторинга ИБ:
-
поддержка ими большого количества источников данных;
-
использование открытых и общедоступных спецификаций (например, SCAP - Security Content Automation Protocol);
-
интеграция с другим ПО, таким как системы Help Desk, системы управления инвентаризацией и конфигурациями, системами реагирования на инциденты;
-
поддержка процесса анализа соответствия применимым законодательным нормам;
-
гибкий процесс создания отчетов, возможность «проваливаться» (англ. drill-down) в глубину рассматриваемых данных;
-
поддержка систем Security Information and Event Management (SIEM) и систем визуализации данных.