Управление рисками информационной безопасности. Часть 5. Стандарт NIST SP 800-30 (продолжение). Стандарт NIST SP 800-137



Руслан Рахметов, Security Vision

В предыдущей публикации мы описали все основные термины, используемые в стандарте NIST SP 800-30. Перейдем теперь к обзору непосредственно этапов проведения оценки рисков в соответствии с данным документом.

 

Как мы уже писали в предыдущей публикации, процесс оценки рисков разбивается на 4 шага:

  • подготовка к оценке рисков;

  • проведение оценки рисков;

  • коммуницирование результатов оценки и передача информации внутри организации;

  • поддержание достигнутых результатов.

 

Рассмотрим подробнее все задачи, выполняемые на каждом из этапов.


1. Подготовка к оценке рисков.

В рамках подготовки к оценке рисков выполняются следующие задачи:

1.1. Идентификация цели оценки рисков: какая информация ожидается в результате оценки, какие решения будут продиктованы результатом оценки.

1.2. Идентификация области (англ. scope) оценки рисков в контексте применимости к конкретной организации, временного промежутка, сведений об архитектуре и используемых технологиях

1.3. Идентификация специфичных предположений и ограничений, с учетом которых проводится оценка рисков. В рамках этой задачи определяются предположения и ограничения в таких элементах, как источники угроз, события угроз, уязвимости, предварительные условия, вероятность возникновения, негативное влияние, риск-толерантность и уровень неточности, а также выбранный способ анализа.

1.4. Идентификация источников предварительной информации, источников угроз и уязвимостей, а также информации о негативном влиянии, которая будет использоваться в оценке рисков. В этом процессе источники информации могут быть как внутренними (такими, как отчеты по инцидентам и аудитам, журналы безопасности и результаты мониторинга), так и внешними (например, отчеты CERTов, результаты исследований и прочая релевантная общедоступная информация).

1.5. Идентификация модели рисков, способа оценки рисков и подхода к анализу, которые будут использоваться в оценке рисков.

 

2. Проведение оценки рисков.

В рамках оценки рисков выполняются следующие задачи:

2.1. Идентификация и характеризация актуальных источников угроз, включая возможности, намерения и цели намеренных угроз, а также возможные эффекты от ненамеренных угроз.

2.2. Идентификация потенциальных событий угроз, релевантности этих событий, а также источников угроз, которые могут инициировать события угроз.

2.3. Идентификация уязвимостей и предварительных условий, которые влияют на вероятность того, что актуальные события угроз приведут к негативному влиянию. Ее целью является определение того, насколько рассматриваемые бизнес-процессы и информационные системы уязвимы перед идентифицированными ранее источниками угроз и насколько идентифицированные события угроз действительно могут быть инициированы этими источниками угроз.

2.4. Определение вероятности того, что актуальные события угроз приведут к негативному влиянию, с учетом характеристик источников угроз, уязвимостей и предварительных условий, а также подверженности организации этим угрозам, принимая во внимание внедренные меры защиты.

2.5. Определение негативного влияния, порожденного источниками угроз, с учетом характеристик источников угроз, уязвимостей и предварительных условий, а также подверженности организации этим угрозам, принимая во внимание внедренные меры защиты.

2.6. Определение риска от реализации актуальных событий угроз, принимая во внимание уровень негативного влияния от этих событий и вероятность наступления этих событий. В Приложении «I» к данному стандарту приведена таблица I-2 для расчета уровня риска в зависимости от уровней вероятности и негативного влияния.

 

3. Коммуницирование результатов оценки рисков и передача информации.

В рамках коммуницирования результатов оценки рисков и передачи информации выполняются следующие задачи:

3.1. Коммуницирование результатов оценки рисков лицам, принимающим решения, для реагирования на риски.

3.2. Передача заинтересованным лицам информации, касающейся рисков, выявленных в результате оценки.

 

4. Поддержание достигнутых результатов.

В рамках поддержания достигнутых результатов выполняются следующие задачи:

4.1. Проведение непрерывного мониторинга факторов риска, которые влияют на риски в операционной деятельности организации, на её активы, сотрудников, другие организации. Данной задаче посвящен стандарт NIST SP 800-137, который мы рассмотрим далее.

4.2. Актуализация оценки рисков с использованием результатов процесса непрерывного мониторинга факторов риска.

Как видим, документ NIST SP 800-30 предлагает достаточно детальный подход к моделированию угроз и расчету рисков. Ценными являются также приложения к данному стандарту, содержащие примеры расчетов по каждой из подзадач оценки рисков, а также перечни возможных источников угроз, событий угроз, уязвимостей и предварительных условий.

Перейдем теперь к обзору документа NIST SP 800-137 ”Information Security Continuous Monitoring for Federal information Systems and Organizations” («Непрерывный мониторинг информационной безопасности для федеральных информационных систем и организаций»). Вкупе с уже проанализированными ранее публикациями NIST SP 800-39, 800-37, 800-30, а также уже ранее рассмотренным NIST SP 800-53, данный документ формирует логически связанный Фреймворк управления рисками (RMF, Risk Management Framework).

 

Целью построения стратегии непрерывного мониторинга информационной безопасности является оценка эффективности мер защиты и статуса безопасности систем с целью реагирования на постоянно меняющиеся вызовы и задачи в сфере информационной безопасности. Система непрерывного мониторинга ИБ помогает предоставлять ситуационную осведомленность о состоянии безопасности информационных систем компании на основании информации, собранной из различных ресурсов (таких как активы, процессы, технологии, сотрудники), а также об имеющихся возможностях по реагированию на изменения ситуации. Данная система является одной из тактик в общей стратегии управления рисками.

 

Как и прочие документы серии SP, в данной публикации приведен рекомендуемый процессный подход к выстраиванию системы мониторинга ИБ, состоящий из:

  • определения стратегии непрерывного мониторинга ИБ (включает в себя выстраивание стратегии на уровне организации, бизнес-процессов и информационных систем; назначение ролей и ответственных; выбор тестового набора систем для сбора данных);

  • разработки программы непрерывного мониторинга ИБ (включает в себя определение метрик для оценки и контроля; выбор частоты проведения мониторинга и оценки; разработку архитектуры системы мониторинга);

  • внедрения программы непрерывного мониторинга ИБ;

  • анализа найденных недочетов и отчета о них (включает в себя анализ данных; отчетность по оценке мер защиты; отчетность по мониторингу статуса защиты);

  • реагирование на выявленные недочеты;

  • пересмотр и обновление стратегии и программы непрерывного мониторинга ИБ.

 

В документе также даются следующие рекомендации по выбору инструментов обеспечения непрерывного мониторинга ИБ:

  • поддержка ими большого количества источников данных;

  • использование открытых и общедоступных спецификаций (например, SCAP - Security Content Automation Protocol);

  • интеграция с другим ПО, таким как системы Help Desk, системы управления инвентаризацией и конфигурациями, системами реагирования на инциденты;

  • поддержка процесса анализа соответствия применимым законодательным нормам;

  • гибкий процесс создания отчетов, возможность «проваливаться» (англ. drill-down) в глубину рассматриваемых данных;

  • поддержка систем Security Information and Event Management (SIEM) и систем визуализации данных.